Формирование функциональной грамотности в ходе учебного занятия» и «Воспитательный потенциал учебного занятия по предмету русский язык»️.

25.04.2024

27.04.2024 г. на базе МБОУ «Побединская СОШ» региональным методистом по русскому языку Дахиевой М.З. проведен научно-практический семинар для учителей русского языка и литературы Грозненского муниципального района. Темы семинара: «Формирование функциональной грамотности в ходе учебного занятия» и «Воспитательный потенциал учебного занятия по предмету русский язык»️.

 Цель семинара: оказание методической помощи в использовании воспитательного потенциала учебного занятия по предмету «Русский язык»; формирование умения вдумчиво читать. Вопросы для рассмотрения:

1. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока?

2. Как формировать читательскую грамотность на уроке?

На семинаре было особо отмечено, что уроки русского языка и литературы обладают уникальным воспитательным потенциалом, так как позволяют уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Дахиева также отметила, что «первое, чему мы должны научить обучающихся - это умение вдумчиво читать, так как это залог успешного усвоения знаний, и поэтому начальным этапом функциональной грамотности является читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных. Формирование функциональной грамотности является актуальной задачей, стоящей перед современной школой. Умение работать с информацией, выявлять в учебном материале детали, существенные для понимания смысла, умение читать таблицы, схемы, карты, извлекая из них полезную и нужную информацию, способность составлять алгоритмы решения поставленной задачи – все это входит в понятие профессионально успешной личности. На семинаре был представлен комплект разработанных учебно-методических кейсов, направленных на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока. Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату.

Разработанные материалы будут полезны учителям для проведения уроков с учетом решения задачи формирования функциональной грамотности, а также для организации внеурочной деятельности или применения в качестве дополнительного дидактического материала. На семинаре были рассмотрены приемы грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы и др.

В практической части семинара были выполнены задания, способствующие развитию функциональной грамотности на уроке.